Подбор автомобилей любого класса
по всей России

Пн-ВсБез выходных с 09:30-21:30
+7 (993) 349-95-54

Утильсбор на автомобили с 1 ноября 2025 года: изменения, расчёт и новые правила

Содержание

С 1 ноября 2025 года в России вступают в силу новые правила расчета утилизационного сбора, которые радикально меняют подход к его начислению для целого ряда автомобилей. Вместо привычного тарифа в 3400 или 5200 рублей владельцам мощных легковых автомобилей, гибридов и электромобилей придется платить сотни тысяч, а в некоторых случаях — миллионы рублей. Эти изменения затронут не только юридических, но и физических лиц, которые ранее пользовались льготным режимом.

Что такое утильсбор и кто его платит?

Утилизационный сбор — это разовый обязательный платеж, который взимается при производстве автомобиля на территории России или его ввозе в страну. По своей сути это плата за будущую экологичную утилизацию транспортного средства после окончания срока его службы. Средства от сбора направляются в Фонд экологической безопасности и используются для организации системы переработки автомобилей, что снижает вредное воздействие на окружающую среду.

Плательщиками утильсбора являются:

  • производители, выпускающие автомобили в России;
  • компании-импортеры, ввозящие транспортные средства из-за рубежа;
  • физические лица, самостоятельно ввозящие автомобили для личного пользования;
  • покупатели автомобилей, у которых отсутствуют сведения по утилизационному сбору в ПТС.

Важно отметить, что сбор уплачивается только один раз за весь срок жизни автомобиля. Если производитель или первый владелец уже перечислил платеж, повторно платить не требуется. Проверить это можно по специальной отметке в паспорте транспортного средства (ПТС) или электронном ПТС.

Изменения в утилизационном сборе с 1 ноября 2025 года

Ключевое повышение утильсбора, инициированное Минпромторгом, заключается в переходе на новую методику расчета. Если ранее сумма определялась преимущественно объемом двигателя и возрастом автомобиля, то теперь главным критерием становится мощность в лошадиных силах. Это связано с распространением турбированных и гибридных двигателей, которые при небольшом объеме могут развивать высокую мощность.

Основные изменения:

  • Льготы сохраняются только для маломощных авто. Для автомобилей мощностью до 160 л.с. сохраняются льготные ставки — 3 400 рублей для новых (до 3 лет) и 5 200 рублей для подержанных (старше 3 лет).
  • Прогрессивная шкала для мощных авто. Для транспортных средств мощностью свыше 160 л.с. вводится прогрессивная шкала. Чем выше мощность, тем существеннее коэффициент, применяемый к базовой ставке.
  • Особые условия для электромобилей и гибридов. На электромобили и последовательные гибриды новые правила также распространяются. Для них установлен отдельный порог с учетом длительной мощности, что выводит из-под льгот большинство современных моделей.

Изначально планировалось, что новые правила начнут действовать с 1 ноября, однако первый вице-премьер Денис Мантуров поручил рассмотреть возможность переноса на 1 декабря 2025 года. Окончательное решение пока не опубликовано, но отсрочка может затронуть автомобили, уже находящиеся в процессе таможенного оформления или транзита.

Как рассчитывается утильсбор в России на автомобили

Как рассчитать утилизационный сбор по новым правилам? Общий принцип расчета сохраняется, но меняются применяемые коэффициенты. Формула остается прежней: Утильсбор = Базовая ставка × Коэффициент.

Базовая ставка зависит от категории транспортного средства:

  • 20 000 рублей — для легковых автомобилей (категория M1).
  • 150 000 рублей — для грузовых автомобилей, автобусов, прицепов (категории N, M2, M3, O).
  • 172 500 рублей — для спецтехники и самоходных машин.

Коэффициент теперь определяется по двум параметрам: объему двигателя и его мощности. Для физических лиц, ввозящих автомобили мощностью до 160 л.с. для личного пользования, продолжают действовать льготные коэффициенты (0,17 для новых и 0,26 для б/у авто). Для всех остальных случаев применяются коммерческие коэффициенты, которые могут увеличить итоговую сумму в десятки и сотни раз.

Пример расчета утилизационного сбора

Рассмотрим, как изменится размер утилизационного сбора на практике для двух разных автомобилей:

  1. Geely Monjaro (2.0 л, 238 л.с.). Ранее при ввозе физлицом для личного пользования сбор составлял 3 400 рублей. По новым правилам, из-за мощности свыше 160 л.с., владелец заплатит коммерческую ставку — примерно 842 000 рублей.
  2. Toyota RAV4 (2.5 л, 205 л.с.). Аналогичная ситуация. Вместо льготных 3 400 рублей новый утильсбор составит около 1 970 000 рублей.

Для юридических лиц рост менее драматичен, но также ощутим. Например, для того же Geely Monjaro утильсбор увеличится с 667 400 до 842 000 рублей.

Авто с пробегом подобранные нами

Автоподбор Kia Optima IV
До торга
1.650.000 руб.
После торга
1.625.000 руб.
Автоподбор Kia Optima 2.0
До торга
1.000.000 руб.
После торга
940.000 руб.
Автоподбор Kia Rio X-Line
До торга
1.350.000 руб.
После торга
1.320.000 руб.

Порядок и сроки уплаты утильсбора в 2025 году

Оплата утильсбора является обязательным этапом таможенного оформления. Без подтверждения уплаты невозможно поставить автомобиль на учет в ГИБДД.

Процедура для физических лиц включает несколько шагов:

  1. Самостоятельный расчет суммы. Используйте актуальную формулу или онлайн-калькулятор на сайте ФТС.
  2. Заполнение формы расчета. Скачайте бланк на сайте ФТС России и укажите все необходимые данные об автомобиле.
  3. Подача расчета в таможенный орган. Это можно сделать напрямую или через личный кабинет на портале ФТС.
  4. Получение реквизитов и оплата. Внесите платеж через банк, онлайн-банкинг или портал Госуслуг.
  5. Подготовка документов. В таможню предоставляются расчет, копии ПТС, паспорта владельца и квитанция об оплате.

Обязанность по уплате возникает в момент пересечения границы России. Если автомобиль ввозится из стран ЕАЭС (например, Армении или Белоруссии), комплект документов нужно предоставить в таможенный орган в течение 5 рабочих дней с даты въезда.

Проблемы и сложности при введении нового утильсбора

Реформа утильсбора вызвала значительный общественный резонанс. На федеральном портале нормативных актов проект постановления собрал рекордные почти 100 000 негативных отзывов, что свидетельствует о серьезном недовольстве будущих изменений.

Ключевые проблемы, которые выделяют эксперты:

  • Резкий рост стоимости владения. Для популярных моделей кроссоверов и внедорожников среднего класса утильсбор вырастет в 200-600 раз, что сделает их недоступными для многих покупателей.
  • Стимулирование “серого” импорта. Высокие ставки могут подтолкнуть граждан к поиску обходных путей ввоза автомобилей, что создаст дополнительные риски.
  • Удар по рынку подержанных автомобилей. Значительное увеличение утильсбора затронет не только новые, но и поддержанные иномарки, которые пользуются спросом в регионах Дальнего Востока и Сибири.

Есть влияние и на отечественный автопром. По мнению некоторых аналитиков, сокращение конкуренции в сегменте автомобилей ценой от 3 до 6 миллионов рублей может создать предпосылки для роста цен на продукцию российских производителей.

Что делать автовладельцам с 1 ноября 2025 года?

В условиях грядущих изменений автовладельцам и тем, кто планирует покупку автомобиля, стоит принять ряд мер. Наиболее важные шаги для подготовки к новым правилам:

  • Проверить отметку об уплате сбора в имеющемся ПТС. Если отметки нет, нужно быть готовым к его оплате.
  • Учитывать новые правила при планировании покупки автомобиля из-за рубежа. Машины мощностью свыше 160 л.с., заказанные сейчас, но не успевшие пройти таможенное оформление к 1 ноября (или 1 декабря), могут подпасть под новые повышенные ставки.
  • Использовать онлайн-калькуляторы для предварительной оценки размера утильсбора по новым правилам.
  • Консультироваться с таможенными брокерами в сложных случаях, особенно при ввозе автомобилей из стран ЕАЭС, где применяется компенсационная формула расчета.

Особое внимание стоит уделить срокам. Средний срок доставки автомобиля из Китая или Южной Кореи составляет около 30 дней, из Европы — несколько больше. Проект постановления был опубликован за полтора месяца до предполагаемого вступления в силу, поэтому те, кто уже заказал автомобиль, находятся в зоне риска.

Заключение

Предстоящая реформа утилизационного сбора — одно из самых значительных изменений на автомобильном рынке России за последние годы. Новый закон об утилизационном сборе на автомобиль радикально меняет правила игры для владельцев мощных легковых автомобилей, электромобилей и гибридов, фактически уравнивая физических и юридических лиц в обязанностях по уплате. Ключевой вывод для потребителя: время льготного ввоза машин с двигателем мощнее 160 л.с. заканчивается. Принимая решение о покупке, необходимо тщательно просчитать все таможенные издержки, чтобы избежать неприятных сюрпризов при растаможке. Актуальную информацию о финальных ставках и дате вступления правил в силу следует отслеживать на официальном сайте ФТС России и Минпромторга.

Ремень ГРМ: признаки износа, диагностика и уход за ремнем

Ремень газораспределительного механизма — один из самых важных и при этом самых уязвимых компонентов современного двигателя. Его обрыв часто приводит к капитальному ремонту мотора, а своевременная диагностика позволяет избежать тысяч рублей затрат. В этом материале поговорим о том, что такое ремень ГРМ в автомобиле, как научиться самостоятельно определять признаки износа и понять логику его обслуживания.

Подробнее »
Пропуски зажигания: причины, признаки и способы устранения

Столкнуться с пропусками зажигания — ситуация неприятная и знакомая многим автовладельцам. Двигатель начинает троить, теряется мощность, а на панели загорается Check Engine. Это не просто мелкая неприятность, а симптом, который может указывать на десятки различных неисправностей — от банальной свечи до серьезных механических повреждений мотора.

Подробнее »
ТОП автомобилей с пробегом до 5 000 000 рублей

Все юридические особенности процесса купли-продажи должны соблюдаться неукоснительно. Касается это как недвижимого, так и движимого имущества. Ко второму типу, как раз, и относится автомобиль. Действующее сегодня законодательство не требует предварительного снятия с учета машины, которая готовится к продаже.

Подробнее »
ТОП автомобилей с пробегом до 2 миллионов рублей в 2025 году

Все юридические особенности процесса купли-продажи должны соблюдаться неукоснительно. Касается это как недвижимого, так и движимого имущества. Ко второму типу, как раз, и относится автомобиль. Действующее сегодня законодательство не требует предварительного снятия с учета машины, которая готовится к продаже.

Подробнее »
ТОП автомобилей с пробегом до 700-800 тысяч рублей в 2025 году

Все юридические особенности процесса купли-продажи должны соблюдаться неукоснительно. Касается это как недвижимого, так и движимого имущества. Ко второму типу, как раз, и относится автомобиль. Действующее сегодня законодательство не требует предварительного снятия с учета машины, которая готовится к продаже.

Подробнее »
Как оформить куплю-продажу автомобиля в 2025 году

Все юридические особенности процесса купли-продажи должны соблюдаться неукоснительно. Касается это как недвижимого, так и движимого имущества. Ко второму типу, как раз, и относится автомобиль. Действующее сегодня законодательство не требует предварительного снятия с учета машины, которая готовится к продаже.

Подробнее »