Подбор автомобилей любого класса
по всей России

Пн-ВсБез выходных с 09:30-21:30
+7 (993) 349-95-54

Пропуски зажигания: что это, почему возникают и как исправить

Содержание

Столкнуться с пропусками зажигания — ситуация неприятная и знакомая многим автовладельцам. Двигатель начинает троить, теряется мощность, а на панели загорается Check Engine. Это не просто мелкая неприятность, а симптом, который может указывать на десятки различных неисправностей — от банальной свечи до серьезных механических повреждений мотора. В этой статье мы системно разберем, что скрывается за этим понятием, как самостоятельно определить причину и каким образом устранить проблему, избежав дорогостоящего ремонта.

Что такое пропуски зажигания

Чтобы понять, что такое пропуски зажигания, нужно представить себе идеальный цикл работы четырехтактного двигателя. В одном из цилиндров поршень движется вниз, впускной клапан открыт, и камера сгорания заполняется топливовоздушной смесью. Далее поршень поднимается, сжимая смесь, и в самой верхней точке между электродами свечи проскакивает искра, вызывая контролируемый взрыв. Энергия этого взрыва толкает поршень вниз, совершая полезную работу, а на следующем такте отработанные газы выбрасываются в выхлопную систему. 

Пропуском зажигания называется сбой именно на третьем такте, когда воспламенения смеси не происходит вообще или оно происходит не в нужный момент. В результате такт рабочего хода отсутствует, коленвал не получает необходимого импульса для вращения, и работа двигателя нарушается. Электронный блок управления (ЭБУ), анализируя данные с датчика положения коленвала (ДПКВ), фиксирует этот сбой по аномальному замедлению вала в определенные моменты времени.

Признаки пропусков зажигания

Симптомы этой неисправности часто бывают ярко выраженными, и опытный водитель может распознать их даже без компьютерной диагностики. Обратите внимание на следующие проявления:

  • Потеря мощности и неровное ускорение. Автомобиль становится «вялым», неохотно набирает скорость, а при разгоне могут ощущаться заметные рывки или провалы, особенно если возникают пропуски зажигания при нагрузке.
  • Неустойчивая работа на холостом ходу. Стрелка тахометра беспричинно дергается, а обороты постоянно «плавают». В тяжелых случаях двигатель может вообще заглохнуть на светофоре, что указывает на пропуски воспламенения на холостом ходу.
  • Повышенная вибрация. Двигатель начинает сильно вибрировать, особенно на холостых оборотах. Эта тряска передается на кузов и рулевое колесо, создавая дискомфорт в салоне.
  • Загорание индикатора Check Engine. На приборной панели загорается или начинает мигать лампочка неисправности двигателя. Это прямой сигнал от ЭБУ о том, что обнаружены пропуски воспламенения и система зафиксировала соответствующие ошибки.
  • Изменение звука выхлопа. Из-за несгоревшего топлива, попадающего в выпускную систему, могут возникать хлопки или «выстрелы» в глушителе. Звук работы самого мотора также меняется и может напоминать трение четырехцилиндрового двигателя в режиме трех цилиндров.

Эти симптомы могут проявляться как комплексно, так и по отдельности. Их интенсивность напрямую зависит от количества цилиндров с нарушенной работой и характера самой неисправности.

Причины возникновения пропусков зажигания

Почему бывают пропуски зажигания в цилиндре — ключевой вопрос для успешного ремонта. Все причины можно условно разделить на несколько категорий.

Неисправности системы зажигания

Это самая распространенная группа причин. Сюда относятся изношенные или замасленные свечи зажигания, неисправные катушки зажигания (одна общая или индивидуальные для каждого цилиндра), а также высоковольтные провода с поврежденной изоляцией или высоким сопротивлением. Конденсат в свечных колодцах также может стать причиной пробоя.

Проблемы с топливной системой

Могут ли быть пропуски зажигания из-за форсунок? Безусловно. Засоренные форсунки не обеспечивают правильного распыла топлива, что приводит к обеднению или обогащению смеси в конкретном цилиндре. К этой же категории относятся неисправности бензонасоса, забитый топливный фильтр или неработающий регулятор давления топлива.

Низкая компрессия или механические повреждения двигателя

Если в цилиндре недостаточное давление, смесь не сможет эффективно сжаться для воспламенения. К этому приводит износ поршневых колец, прогар клапанов, повреждение поршней или неправильная установка ремня ГРМ.

Подсос постороннего воздуха

Разгерметизация впускного коллектора, износ его прокладки или повреждение вакуумных шлангов приводят к поступлению неучтенного воздуха. Это обедняет топливовоздушную смесь и нарушает процесс ее горения.

Некорректная работа датчиков и ЭБУ

Могут ли быть пропуски зажигания из-за датчика коленвала? Да, если ДПКВ выдает неверный сигнал, ЭБУ не может правильно определить момент для искры или впрыска топлива. Аналогичные проблемы могут вызывать неисправные датчики распредвала (ДПРВ), детонации (ДД) или массового расхода воздуха (ДМРВ).

Низкое качество топлива

Заправка некачественным бензином может привести к нарушению процесса горения, детонации и, как следствие, к пропускам воспламенения.

Авто с пробегом подобранные нами

Автоподбор Kia Optima IV
До торга
1.650.000 руб.
После торга
1.625.000 руб.
Автоподбор Kia Optima 2.0
До торга
1.000.000 руб.
После торга
940.000 руб.
Автоподбор Kia Rio X-Line
До торга
1.350.000 руб.
После торга
1.320.000 руб.

Диагностика пропусков зажигания

Процесс поиска причины зависит от оснащенности вашего автомобиля электроникой. Правильная диагностика пропусков зажигания экономит время и деньги.

Автомобиль с электронным блоком управления (ЭБУ)

На современных автомобилях диагностика начинается со считывания кодов ошибок из памяти ЭБУ с помощью диагностического сканера, подключаемого через OBD-II разъем.

ЭБУ присваивает конкретные коды неисправностям в цилиндрах:

  • Коды P0301, P0302, P0303, P0304 и т.д. указывают на пропуски в цилиндрах под соответствующим номером (1, 2, 3, 4…).
  • Код P0300 означает случайные множественные пропуски зажигания в разных цилиндрах, что требует комплексной проверки системы.
  • Коды P0201, P0202 и т.п. сигнализируют о неисправностях в цепях форсунок соответствующих цилиндров.

После определения проблемного цилиндра используется метод перестановки. Например, можно поменять местами свечу или катушку зажигания с соседнего, заведомо исправного цилиндра. Если ошибка переезжает вслед за деталью — причина найдена.

Автомобиль без ЭБУ

Владельцам карбюраторных и старых инжекторных автомобилей без развитой самодиагностики приходится действовать методом исключения и последовательной проверки каждого узла. Начинают обычно с визуального осмотра: проверяют целостность высоковольтных проводов, чистоту и надежность контактов. Затем проверяют искру — выкручивают свечу, прислоняют ее юбкой к массе двигателя (металлической части) и, проворачивая стартер, наблюдают за наличием и цветом искры. 

Яркая искра синего цвета говорит об исправности системы зажигания, слабая желтая или ее отсутствие указывают на проблему в катушке, проводах или трамблере. Далее проверяют топливную систему (давление в рампе, производительность насоса) и завершают процесс измерением компрессии в каждом цилиндре с помощью компрессометра.

Как устранить проблему пропусков зажигания

Как убрать пропуски зажигания? Устранение неполадок — это системный процесс, а не случайная замена деталей. После точного определения причины путем диагностики, производится замена неисправных элементов. Это могут быть свечи зажигания, высоковольтные провода, катушки или модуль зажигания. Если проблема в топливной системе, требуется чистка или замена форсунок, проверка и замена бензонасоса или топливного фильтра. При обнаружении подсоса воздуха заменяются прокладки впускного коллектора и поврежденные вакуумные шланги. В случае низкой компрессии и выявления серьезных внутренних повреждений двигателя (прогар клапанов, износ колец) потребуется уже капитальный ремонт силового агрегата. После выполнения ремонтных работ коды ошибок стираются с помощью сканера, и двигатель тестируется на разных режимах работы для подтверждения устранения проблемы.

Популярные вопросы о пропусках зажигания

Можно ли ездить с пропусками зажигания?
Категорически не рекомендуется. Эксплуатация автомобиля с такой неисправностью наносит серьезный вред. Несгоревшее топливо попадает в каталитический нейтрализатор, вызывая его перегрев и разрушение, что ведет к дорогостоящей замене. Кроме того, топливо смывает масляную пленку со стенок цилиндра, увеличивая износ поршневой группы, а повышенная вибрация ускоряет выход из строя опор двигателя и других элементов.

Почему пропуски зажигания часто возникают на холодную?
При холодном запуске требуется более богатая топливовоздушная смесь. Неисправные свечи или слабая искра могут не справляться с ее воспламенением. После прогрева и уменьшения подачи топлива работа двигателя может временно нормализоваться, но это не отменяет необходимости ремонта.

Один и тот же цилиндр выдает ошибку, хотя все детали исправны. В чем причина?
Если свечи, катушка и форсунка в проблемном цилиндре были проверены и признаны исправными, а компрессия в норме, следует искать подсос воздуха именно в зоне этого цилиндра (например, поврежденная прокладка впускного коллектора) или механический износ кулачка распредвала, управляющего клапаном этого цилиндра.

Заключение

Пропуски зажигания — симптом, который указывает на конкретную проблему в системе зажигания, питания или механической части двигателя. Современные методы диагностики позволяют точно и быстро локализовать неисправность, будь то банальная свеча или сложная внутренняя поломка. Своевременное обращение к грамотным специалистам, которые проведут диагностику с использованием сканеров и необходимого оборудования, позволит не только вернуть автомобилю нормальную динамику и расход, но и предотвратит более серьезные финансовые затраты в будущем.

Утильсбор на автомобили с 1 ноября 2025 года: изменения, расчёт и новые правила

С 1 ноября 2025 года в России вступают в силу новые правила расчета утилизационного сбора, которые радикально меняют подход к его начислению для целого ряда автомобилей. Вместо привычного тарифа в 3400 или 5200 рублей владельцам мощных легковых автомобилей, гибридов и электромобилей придется платить сотни тысяч, а в некоторых случаях — миллионы рублей.

Подробнее »
Ремень ГРМ: признаки износа, диагностика и уход за ремнем

Ремень газораспределительного механизма — один из самых важных и при этом самых уязвимых компонентов современного двигателя. Его обрыв часто приводит к капитальному ремонту мотора, а своевременная диагностика позволяет избежать тысяч рублей затрат. В этом материале поговорим о том, что такое ремень ГРМ в автомобиле, как научиться самостоятельно определять признаки износа и понять логику его обслуживания.

Подробнее »
ТОП автомобилей с пробегом до 5 000 000 рублей

Все юридические особенности процесса купли-продажи должны соблюдаться неукоснительно. Касается это как недвижимого, так и движимого имущества. Ко второму типу, как раз, и относится автомобиль. Действующее сегодня законодательство не требует предварительного снятия с учета машины, которая готовится к продаже.

Подробнее »
ТОП автомобилей с пробегом до 2 миллионов рублей в 2025 году

Все юридические особенности процесса купли-продажи должны соблюдаться неукоснительно. Касается это как недвижимого, так и движимого имущества. Ко второму типу, как раз, и относится автомобиль. Действующее сегодня законодательство не требует предварительного снятия с учета машины, которая готовится к продаже.

Подробнее »
ТОП автомобилей с пробегом до 700-800 тысяч рублей в 2025 году

Все юридические особенности процесса купли-продажи должны соблюдаться неукоснительно. Касается это как недвижимого, так и движимого имущества. Ко второму типу, как раз, и относится автомобиль. Действующее сегодня законодательство не требует предварительного снятия с учета машины, которая готовится к продаже.

Подробнее »
Как оформить куплю-продажу автомобиля в 2025 году

Все юридические особенности процесса купли-продажи должны соблюдаться неукоснительно. Касается это как недвижимого, так и движимого имущества. Ко второму типу, как раз, и относится автомобиль. Действующее сегодня законодательство не требует предварительного снятия с учета машины, которая готовится к продаже.

Подробнее »